Глава правительства: от бизнеса мы ждём конкретной идентификации проблем
В Торгово-промышленной палате республики прошла встреча членов Правительства и представителей бизнес-сообщества. Напомним, указом Президента 2017-й объявлен Годом предпринимателя. При Правительстве уже создана рабочая группа, которая в короткие сроки должна будет выработать дорожную карту развития приднестровского бизнеса. За основу возьмут российский опыт, в том числе наработанный Агентством стратегических инициатив и общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России».
К участию в этой работе глава Правительства Александр Мартынов пригласил и представителей делового сообщества. Им предлагается стать не только своего рода «активаторами» чиновничьей активности, но и неким контролирующим органом, который будет постоянно «присматривать» за тем, в правильном ли направлении ведётся та или иная работа. Именно практики, по словам председателя Правительства, должны будут подсказывать, какие барьеры необходимо устранять, чтобы бизнес развивался нормально.
«Мы ждём от вас конкретной идентификации проблем для их последующего решения», – подчеркнул он, отметив, что сегодня первейшими среди таковых значится валютный кризис и неотрегулированная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда.
Над решением валютного вопроса Правительство и Центробанк активно работают, конкретные результаты ожидаются уже в ближайшие месяц-два.
Вопрос с налогами для малого бизнеса (подоходным и единым социальным), а также МРОТом тоже остаётся в зоне внимания.
«Мы все считаем, что мы, установив действующую сегодня величину МРОТа, делаем благо для людей. На практике, к сожалению, особенно, что касается малых предприятий, мы зачастую создаём ситуацию, когда просто человека не могут легально взять на работу или зарплату ему платят неофициально. И в конечном счёте от этого теряют все – и пенсионный фонд, и сами предприниматели, которые вынуждены уходить в непрозрачные условия работы», – сказал Александр Мартынов.
Чтобы помочь им выйти из тени, глава Правительства дал поручение министру экономического развития Сергею Оболонику просчитать, насколько возможно снизить эти виды налогов и размер МРОТа для тех, кто только начинает свой бизнес – предприятий с численностью работников до 50 человек.
«Вы подняли вопросы, о которых вслух обычно не говорят, хотя так оно и есть – иногда бизнес хочет сделать, как правильно, но не может, потому что иначе он просто перестанет существовать», – отметил предприниматель Александр Кузнецов.
Он и его коллеги на этой встрече много говорили и о том, что необходимо убирать лишнюю бюрократию в виде слишком избыточных проверок, сертификатов, справок и т.д., оставляя лишь те, без которых действительно нельзя.
Но задавали и более глобальный вопрос: насколько глубокими будут реформы для стимулирования бизнес-активности, и есть ли на них средства?
Председатель Правительства заверил, что изменения будут серьёзными, с прицелом на снижение госрасходов (сегодня это 54%-57% от ВВП, в полтора раза больше от нормы) и налоговой нагрузки на бизнес – с 35% до 27%-28%. Выпадающие же доходы намерены компенсировать за счёт использования скрытых резервов.
«Счётная палата в прошлом году выявила достаточно значительные резервы для направления именно на финансирование дефицита бюджета. Это те деньги, которые по различным схемам уходили мимо газового счёта и бюджета. Мы месяц работаем над их возвращением, благодаря этому уже в 1-м квартале 2017 года мы не будем прибегать к эмиссионному источнику финансирования дефицита. Ресурсов, которые мы мобилизовали из этих схем, хватит, чтобы финансировать срочные госрасходы. И это только начало работы», – сказал Александр Мартынов.
Он призвал предпринимателей к большей активности и участию в разработке дорожной карты в этой сфере в виде конкретных предложений, что и в какой области необходимо менять.
Меж тем, президент Торгово-промышленной палаты Юрий Ганин считает, что подход к этой работе должен быть «взвешенным и трезвым» с переходом от частного (ликвидации каких-то отдельных справок) к общему (установлению понятных правил игры для всех). В противном случае будут меняться только некоторые элементы, но не вся система.
«Нужно чёткое распределение задач, которые Правительство ставит для дорожных карт в каждой из отраслей, определить тот круг проблем – налоговых, валютных, статистических и т.д. – который ложится именно на эту дорожную карту. Объять необъятное невозможно, дорожная карта – это только наработка предложений. В каждой рабочей группе нужно конкретное распределение задач, их исполнителей, сроков и финансов», – отметил Юрий Ганин.
По его мнению, для реального, неэфемерного улучшения инвестиционного климата Приднестровья необходимо вернуться к международной системе его регулирования. Речь идёт о рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса», который оценивает привлекательность той или иной страны для ведения бизнеса исходя из ряда параметров. Это то, насколько легко в стране создать предприятие, зарегистрировать собственность, подключиться к энергоресурсам, получить кредит и т.д.
«Мы, бизнесмены, вполне можем разделиться по 3 человека на каждые 10 параметров и в каждом из них выяснить, сколько денег и времени требуется на решение проблем по этому параметру. И нам вполне по силам положить документы и сказать – этот приказ или этот закон требует такого-то времени и столько-то денег, а этот – столько-то. Мы, по крайней мере, на общественных началах могли бы сформировать эту задачу. Вторая задача после этого – регуляторная реформа, это уже дело Правительства», – сказал он.
Комментарии