Молдо-украинские посты. Удар по нашей экономике
Если говорить о сегодняшней ситуации вокруг ПМР, то серьезной проблемой по-прежнему остается вопрос с установлением молдо-украинского таможенно-пограничного контроля по периметру приднестровской границы. Пока этот вопрос так и не удалось обсудить в переговорном формате «5+2» — заседание участников формата до сих пор не собралось.
Поначалу речь шла об одном молдо-украинском контрольно-пропускном пункте «Кучурган». Однако сейчас говорится уже о 13 таких КПП. Ситуация продолжает осложняться.
В свое время Министерство иностранных дел Приднестровья подготовило для спецпредставителя ОБСЕ Вольфа Дитриха Хайма презентацию о том, чем может обернуться установление Кишиневом и Киевом совместного таможенно-пограничного контроля. Уже в конце нынешнего месяца эта презентация была дополнена новыми фактами и цифрами.
Сегодня мы кратко познакомим наших читателей с ее содержанием. Презентация довольно объемная, в ней можно выделить несколько блоков.
Содержание презентации
Первый из них — это своеобразная «история вопроса». Авторы напоминают, что всё началось 4 ноября 2015 года, когда таможенные и пограничные службы Украины и Молдовы подписали Протокол по организации совместного контроля в международном пункте пропуска «Кучурган» на территории Украины. Конкретные действия, однако, начались уже в нынешнем году. Стороны «вошли во вкус», и в результате предполагается, что к ноябрю будет организован совместный молдо-украинский контроль на 5 международных и 8 межгосударственных КПП. Пункт пропуска «Кучурган-Первомайск» может заработать уже в конце мая. Полгода он будет работать в «тестовом» режиме, а потом начнет функционировать в соответствии с технологической схемой, которую Кишинев еще 10 марта пообещал предоставить Приднестровью, но так этого и не сделал.
Пока, похоже, только Россия готова принять во внимание те опасения, которые есть у ПМР по поводу предстоящего выставления молдо-украинских таможенно-пограничных постов. Кишинев и Киев действуют без учета мнения Тирасполя, ОБСЕ и западные наблюдатели тоже эту тему игнорируют. Европейский Союз при этом финансирует проект по совместному контролю.
Второй, самый большой блок презентации посвящен, пожалуй, главному — потенциальным рискам, которые несет для Приднестровья молдо-украинский контроль.
Эти риски объединены в четыре группы:
1) ограничение внешнеэкономической деятельности;
2) ограничение передвижения транспортных средств;
3) ограничение свободы передвижения граждан;
4) риски в области безопасности, связанные с появлением молдавских силовиков за пределами зоны ответственности миротворцев.
Авторы презентации отмечают, что молдо-украинские таможенно-пограничные посты создают угрозы как для приднестровского импорта, так и для экспорта из республики. Для импорта они следующие: невозможность ввоза фитосанитарных и ветеринарных грузов; тройной таможенный контроль (не только со стороны Украины и ПМР, но и Молдовы); ограничения для индивидуальных предпринимателей; ограничения по ввозу социально значимых товаров; опасность потенциального ареста приднестровских грузов.
Через пункт пропуска «Кучурган» идет около трех четвертей приднестровского импорта. Исходя из этого, можно предположить, каким будет удар для нашей экономики.
По предварительным подсчетам, тройной таможенный контроль обернется дополнительными транспортными расходами — от 1,5 до 3 миллионов долларов. Услуги молдавских брокерских компаний будут стоить еще до 1,7 миллиона долларов ежегодно. Не менее 350 тысяч долларов придется потратить на получение молдавских лицензий на импорт.
Из-за того, что через пункт пропуска «Кучурган» молдавскими властями запрещен ввоз грузов, которые подлежат фитосанитарному и ветеринарному контролю (это отдельные продукты питания), ПМР может потерять 2,5 миллиона долларов от недопоступления таможенных пошлин. Возникнет и определенная угроза продовольственной безопасности республики. А если ввоз таких товаров РМ все-таки разрешит, то придется потратить более 1 миллиона долларов на сертификаты молдавского образца.
Индивидуальные предприниматели
Как уже неоднократно отмечалось, с большими трудностями при внешнеэкономической деятельности могут столкнуться приднестровские индивидуальные предприниматели. По законодательству ПМР, без декларации можно ввозить товары на сумму до 1 тысячи долларов. Молдавское законодательство ограничивает эту сумму тремястами евро, при этом, чтобы что-то импортировать и экспортировать, обязательно надо регистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности в Молдове. А для этого, в свою очередь, нужны молдавское гражданство и молдавская же медицинская страховка.
Авторы презентации приводят такие цифры: в Приднестровье во внешнеэкономической деятельности участвуют около 20 тысяч индивидуальных предпринимателей. Если они останутся без работы,то пострадают и их семьи, то есть в общей сложности 55 тысяч человек. Потери бюджета республики, из-за того что не будет поступать плата за патент, могут составить около 7 миллионов долларов. Еще порядка 9 миллионов долларов, по подсчетам, потребуется для выплаты пособий по безработице.
Изменение логистики
В Кишиневе сегодня утверждают, что появление молдавских таможенников на украинской территории позволит упростить экспорт из Приднестровья. Однако для получения экспортной документации приднестровским предприятиям, так же,как сейчас, нужно будет ехать на таможню в Каушаны. Улучшения экспортной логистики в целом не произойдет, более того, как подсчитали авторы презентации,она даже удлинится на 13 километров, причем путь пройдет по разбитой «одесской трассе».
Потери для каждого
Если суммировать все предполагаемые потери для экономики Приднестровья в случае установления молдо-украинского контроля по периметру наших границ,то они могут достигнуть 38,5 миллиона долларов в год, или 6% внутреннего валового продукта республики. Эту цифру на своей пресс-конференции в конце марта называл и президент ПМР Вадим Красносельский.
При этом есть и, что называется, нематериальные риски. Например, молдо-украинские посты могут негативно повлиять на свободу передвижения граждан,потому что у них будет и функция миграционного контроля. Этот контроль тоже станет уже тройным. Есть опасность, что жители нашей республики столкнутся на совместных постах с таким же давлением, какое мы видим в Кишиневском аэропорту.
Нельзя забывать и о проблеме политически мотивированных уголовных дел,которые Молдова возбудила против более чем 180 приднестровцев. Они могут быть задержаны на молдо-украинских постах.
Совсем не исключено, что с проблемами на границе столкнутся и владельцы автомобилей с приднестровскими номерами. Приднестровцев также могут принуждать к растаможке ввозимых ими автомобилей в таможенных органах Молдовы.
Авторы презентации подчеркивают: установление молдо-украинских таможенно-пограничных постов на границе с Приднестровьем противоречит многим договоренностям переговорного процесса, в том числе и подписанному в июне 2016 года Берлинскому протоколу. Совместный контроль, который планируют организовать Молдова и Украина, — это необоснованная, излишняя и при этом политическая мера.
В Тирасполе считают, что надо приступить к обсуждению жизнеспособных альтернатив. Например, есть инициатива приднестровской стороны об обмене информацией в сфере таможенной статистики. Она может быть доработана.
К сожалению, пока предложения Приднестровья на сегодняшний день остаются неуслышанными, в том числе и большинством участников формата «5+2».
Павел Уваров.
Комментарии